г. Чернигов, ул. Гетьмана Полуботка, 13
г. Чернигов, пр. Грушевского, 166-Б
г. Чернигов, ул. Коцюбинского, 61
г. Нежин, ул. Академика Амосова, 15
Логопед – это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза). Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков. Помимо прочего логопед применяет также и определенные упражнения, с помощью которых производится закрепление требуемой информации.
В обязательном порядке логопед должен иметь определенные навыки психолога, потому как работа логопеда в целом ориентирована на контакт с пациентами, которые перенесли серьезные заболевания. Дело в том, что нарушения речи представляют собой сложную психологическую травму, и именно от грамотного и правильного подхода со стороны логопеда обеспечивается возможность быстрого восстановления пациента.
Болезни, которые лечит логопед
К числу болезней, которые позволяет устранить логопед, относятся следующие их разновидности:
Как лечит логопед
Необходимость посетить кабинет логопеда, естественно, связана с рядом вопросов, на которые пациенты хотят получить ответ непосредственно до посещения, причем один из этих вопросов связан с особенностями, которые подразумевает под собой лечение логопеда.
Так, например, корректировка речевой функции для малышей предусматривает ее произведение в ходе различных упражнений и игр. Подбор конкретных решений осуществляется в строго индивидуальном порядке, как и лечение в любой другой области.
Что касается особенностей лечения для взрослых, то здесь логопед отталкивается от причин, спровоцировавших проблемы в речи, а также от того, насколько выраженными являются повреждения голосового аппарата на фоне произведенного травмирующего воздействия. К примеру, при операции гортани логопед проводит обучение так называемой «пищеводной речи», при которой образование всех звуков происходит через пищевод. Если же проблемы голосового аппарата вызваны параличом гортани/лицевых мышц либо инсультом, то коррекция основывается на нескольких этапах при постепенном восстановлении речи.
Процесс лечения у логопеда подразумевает нередко назначение комплекса упражнений, к выполнению которых важен тщательный подход, без каких-либо перерывов. Актуальные дефекты речи устраняются исключительно при совместно прилагаемых усилиях со стороны, как врача, так и пациента, что, несомненно, требует и наличия определенного терпения и настойчивости в достижении результата.
Когда идти к логопеду с ребенком?
Когда взрослому человеку идти к логопеду?
Бывают и такие ситуации, при которых помощь логопеда требуется и взрослым, вопреки мнению многих о том, что логопед – это исключительно детский врач. Здесь выделяют следующие их варианты:
Заикание, картавость, шепелявость – эти дефекты, как ошибочно предполагает большинство наших сограждан, у взрослых исправлять уже поздно. Между тем, посетить логопеда взрослому в этом случае не только можно, но и нужно, потому, как они вполне исправимы - предложенные им упражнения в комплексе с производимым лечением обеспечат возможность правильного произношения звуков и формирования требуемой дикции.
Повод обратиться за советом к логопеду есть, если ребенку исполнилось три года и Вы замечаете:
- Замкнутость, сниженную наблюдательность, низкую речевую активность малыша;
- Ребенок общается с взрослыми исключительно "языком" жестов и мимики;
- Нарушение общей моторики (плохо ходит, не умеет жевать, движения не скоординированы, хаотические);
- Нарушение мелкой моторики (не может захватить предмет и удержать его, вялость ладоней и пальцев рук); не выделяется ведущая рука (права или левая);
- Ребенок, имея хороший слух, не воспринимает окружающие звуки, не фиксирует взглядом их направление и не поворачивает голову в сторону звука;
- Словарный запас накапливается медленно, бедный запас активно употребляемых слов;
- Ребенок не разговаривает;
- Сложность в повторении слов за взрослыми (ребенок делает звуковые замены, опускает звуки или слоги , переставляет их местами);
- Связная речь отсутствует (ребенок говорит отдельными словами, не связывая их грамматически между собой);
- Не сформированы или нечетко произносятся звуки первого генеза :
Гласные а, э, о, и, у, ы
Согласные п, б, м, т, д, к, в, ф, г, х, й
- В речи ребенка появились запинки, преткновения, "застревание" на согласных звуках или продленное ("растянутое") выговаривание гласных.
Почему стоит обратиться к логопеду?
Обратитесь за консультацией специалиста по речи, если у Вашего ребенка есть следующие симптомы:
в 2-3 месяце нет гуления;
в 6-7 месяцев нет лепета;
в год ребенок не пытается произносить слова;
в 2 года ребенок не произносит слова и фразы;
в 5 лет ребенку трудно строить фразы и предложения.
Обратите внимание, что в возрасте 3 лет с профилактической целью нужно обратиться к детскому логопеду независимо от наличия дефектов речи.
Помощь логопеда детям и взрослым включает:
консультативную помощь родителям на ранних этапах речевого развития ребенка в довербальный (0-12 месяцев) и вербальный период (12-36 месяцев);
логопедическую помощь детям раннего возраста на этапе формирования речи:
- при задержке речи в возрасте 2-3 лет;
- при нарушениях экспрессивной и импрессивной речи (моторная алалия, сенсорная алалия) - с 3 лет;
- коррекцию звукопроизношения, артикуляции, интонации и фонации при дислалии, дизартрии, ринолалии - с 4-х лет;
реабилитацию утраченных речевых функций после перенесенных травм головного мозга, инсультов, инфекционных болезней (афазия детская, афазия взрослых);
коррекцию нарушений темпа и ритма речи при заикании.
Логопедический массаж (в том числе зондовый) влияет на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он применяется в комплексе при речевых дефектах. Массаж логопеда нормализует и активизирует работу мышц, снижает симптомы неврологических проявлений. Способ подбирается индивидуально в зависимости от речевого нарушения и назначается циклами: 10-20 сеансов с перерывом один-два месяца.
Занятия с логопедом – зачем они нужны и как проводятся
Дети не рождаются с готовой, правильно поставленной речью – лишь постепенно, познавая мир звуков, ребенок учится составлять слова и правильно их произносить. К сожалению, нередки случаи позднего развития речи или неправильного формирования, и в таком случае нужны занятия с логопедом.
Логопед – это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием, который занимается выявлением и устранением дефектов речи в ребенка. Работа логопеда – это не только формирование правильного произношения звуков и слов, но и развитие внимания, мышления, памяти, то есть всех составляющих, необходимых для образовательного процесса.
Консультация логопеда-психолога может понадобиться в любом возрасте, тем более что родители часто самостоятельно не могут выявить проблемы с речью у малыша. Если раньше считалось, что обращаться к специалисту следует в пятилетнем возрасте, то современная медицина подразумевает получение консультаций у специалиста уже в 2-3 года жизни ребенка. Дело в том, что к пятилетнему возрасту у малыша уже полностью формируется речь и исправить дефекты будет трудно, хотя и возможно.
Когда нужен логопед для ребенка
Родители должны обратиться за консультацией логопеда уже в двухлетнем возрасте ребенка, ведь только специалист сможет выявить проблемы и составить индивидуальную программу занятий. Считается, что нужен логопед для ребенка в случае несоответствия его развития нормам:
Четко произносимые звуки «р/л» появляются к 5-6 годам. При этом ребенок полностью усваивает обиходный словарь, свободно пользуется общепринятыми понятиями (одежда, овощи и так далее). Хотя и возможна перестановка звуков и слогов в труднопроизносимых словах (например, «экскаватор») – это будет считаться нормой.
Нужно ли Вам обратиться к логопеду (тест для родителей)
Прочтите данные утверждения. Поставьте напротив утверждения, с которым вы согласны, его порядковый номер. Если вы не согласны, поставьте 0. Говоря другими словами, если такого нарушения нет, ставим 0; если есть, ставим то же число, которое соответствует номеру вопроса.
У членов нашей семьи есть недостатки произношения.
Первое слово наш ребенок произнес позже одного года.
Малыш плохо жует и не любит твердую пищу (морковь, яблоко и др.).
Наш ребенок свободно говорит не только на родном языке.
Наш ребенок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чем он говорит.
Медленная речь нашего ребенка заставляет нас нервничать.
Ребенок говорит очень громко или очень тихо.
У нашего ребенка не получается выговаривать длинные слова (к двум годам «маина» (машина), «апипед» (велосипед) – норма).
Малышу с трудом удается заучивать стихи.
Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.
Нашему ребенку уже шесть лет, а он никак не может запомнить буквы.
В речи ребенок допускает грамматические ошибки («длинные ухи», «много стулов»; «моя яблоко». До трех лет это является нормой!).
Наш ребенок не выговаривает некоторые звуки (данный пункт зависит от возраста ребенка, есть возрастные нормы неправильного произношения).
Мы столько раз читали эту сказку, а ребенок не может ее рассказать! (с 2,5 лет).
Часто окружающие просят «перевести», что сказал наш малыш (речь смазана, невнятна, непонятна).
Наш ребенок заикается.
Меня настораживает тот факт, что ребенок 3-4 раза повторяет одно и то же слово, прежде чем высказать свою мысль.
Общее количество баллов:
Если вы набрали:
от 0 до 4 баллов – у вас нет причин для беспокойства;
от 5 до 9 баллов – рекомендуем проконсультироваться у логопеда;
от 10 баллов и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!
Языковые методы реабилитации после инсульта
Примерно у 30% больных инсультом развивается патология воссоздания звуков и понимания людей вокруг. В этом случае для возобновления потерянных возможностей подключаются логопеды (афазиологи) и специалисты по нейропсихологии. Методам реабилитации речи после инсульта учатся родственники, которым разъясняется важность постоянного словесного контакта с больным человеком. Распространенной ошибкой близких людей является мысль, что больной, который перенес инсульт, не понимает их. Им рекомендуется специальная литература, которая содержит набор проверенных упражнений.
Курс реабилитации после инсульта проводится обязательно при взаимодействии специалистов всех направлений. Это значительно улучшает прогноз.